Лодейное Поле – Александро-Свирский монастырь – Инема – Мегрега – Юргелица – Судалица – Олонец – Рыпушкалицы –Алексала – Еройла – Ильинский – Тулокса – Видлица – Погранкондуши – оз.Кайянпя – Ряймяля – Салми – Сууриеки – Тулемайоки – Салми – Ууксу –Питкяранта – Койринойя – Крест Скорби – пор.Сюськякоски – вдп.Юканкоски – оз.Андронино – вдп.Хямяйсенкоски – Леппясилта – пос.Импилахти – п-ов Хунукка – оз.Импилампи – м.Импиниеми – пос.Импилахти – Ляскеля – пор.Янискоски – Харлу – Хямекоски – Янисъярви – Сортавала (группа – Алалампи – Рускеала - Тохмайоки – Сортавала – Питкякоски – Заозерный – Сортавала) – Хелюля – Рюттю – Рускеала (группа – до Вяртсиля – до Вотоваара) – Кааламо – Тохмайоки – Рюттю – Сортавала.
|
Поход состоялся, как совместный проект сообщества «Северо-Восток» (Москва и Московская область) и участников с ВелоПитера. Руководитель объединённой программы и главный проводник по маршруту – Павел Красников (Санкт-Петербург). Участники
– 8 человек:
Общая протяженность – 474 км, в таблице приведены переходы по дням.
Километраж – по данным навигатора GPS группы, не принимавшей участия в 2-х радиалках (см.подробное описание похода по дням), общие точные данные будут больше (с учётом радиальных выходов подгрупп на велосипедах). Продолжительность похода – 14 дней, включая дни приезда – отъезда. Имела место одна вынужденная днёвка. Путь проходил по очень пересеченной, таежной местности, как по местным асфальтовым дорогам, так и по грейдерам, грунтовкам, лесовозным дорогам, и иногда – по местности, близкой к полному бездорожью. Погода – чередование ясных, пасмурных и дождливых дней, температура – от + 5 до +22, были аномально сильные дожди на протяжении почти целого дня и более. Погода в целом – значительно более холодная и дождливая, чем в среднем, по данному сезону. Большая часть пути – малая населёнка. Первоначально планировалось прохождение отрезка Сортавала – Лахденпохья – Луумивара – Куркиёки – Кузнечное - Ястребиное, но из-за объективных накладок на него не хватило времени, отрезок был проехан на дизеле «Сортавала – Кузнечное». Питерская группа с Павлом Красниковым продолжила путь в Среднюю Карелию до известной горы Вотоваара, культового объекта, памятника древней саамской культуры, аномальной зоны, и успешно завершила поход по удлиненной программе. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая характеристика района похода. Северный берег Ладожского озера – земля редкой красоты, совершенно уникальный регион, богатый памятниками древней истории. Ладога – крупнейший по площади водного зеркала и абсолютным глубинам пресноводный водоём Европы. Северная береговая линия сильно изрезана, богата заливами и островами (так называемый Шхерный Район), преобладают скальные формы рельефа, подчас редкой красоты. Глубины большие, начинаются, как правило, близко от берега. Рельеф холмистый, очень пересеченный, многочисленные тягуны и крутые спуски. Реки – с быстрым течением, обилием камней в русле, многочисленными порогами и водопадами. Южное Приладожье – край с гораздо большим преобладанием равнинного рельефа, песчаных дюн с сосновыми лесами, больших песчаных пляжей. Глубины озера относительно небольшие, глубина увеличивается постепенно. Реки имеют преимущественно равнинный характер. К северу рельеф понемногу повышается. Ладожский край – территория южной тайги, преобладание хвойных лесов, большей частью – сосновых. По сравнению с прилегающими регионами, весна в Приладожье запаздывает: огромный водоем выступает в качестве естественного теплообменника. Совершенно аналогично: лето в крае заканчивается позже. |
Общая карта похода: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Северное Приладожье до 1940 года входило в состав Финляндии, а до 1917 г. в состав Княжества Финляндского, в составе Российской Империи, этот край является частью исторической Финляндии. По сути, эта земля является трофейной, и снова вошла в состав нашего государства после Зимней Войны 1940 г. По территории края проходила Линия Манергейма – одна из наиболее совершенных и неприступных фортификационных систем в мировой истории. Остатки линии встречаются повсеместно и представляют большой интерес для любителей истории. Многие населенные пункты Северного Приладожья сохранили свой облик с финских времен, в крупных населенный пунктах – своеобразная и интересная архитектура. Во многом сохранился хуторской тип заселения – населенные пункты сильно разбросаны по местности, дома с подворьями далеко отстоят друг от друга. Встречается много отдельно стоящих хуторов. Полностью сохранилась вся финская топонимика, как населенных пунктов, так и объектов природы (на землях, присоединённых после Зимней Войны к Ленинградской обл. всё было полностью переименовано на русский язык, в отличие от земель, присоединённых к Карелии). Главной достопримечательностью и коронным моментом нашего похода было, пожалуй, даже не Ладожское озеро, а многочисленные водопады и пороги края. Как выяснилось, многие объекты не имеют собственного имени, либо таковое неизвестно. Для краткости и наглядности повествования, мы взяли на себя смелость дать безымянным объектам свои собственные имена – обязательно в строгом соответствии с законами финноязычной топонимики! Владимир Ельшаев, Карелия, Северное Приладожье, июнь 2008 г. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фотографии – П.Красников (дополнительно
- ЗДЕСЬ ), С.Антонов (дополнительно - ЗДЕСЬ ), Н.Фролова (дополнительно - ЗДЕСЬ ), П.Мазурин, В.Ельшаев.
Картография – В.Ельшаев
Информация
по дням:
День 3: Олонец – Рыпушкалицы –Алексала – Еройла – Ильинский – Тулокса – Видлица.
День 4: Видлица – Погранкондуши – оз.Кайянпя – Ряймяля – Салми – Сууриеки – Тулемайоки.
День 7: м.Импиниеми – пос.Импилахти – Ляскеля – пор.Янискоски – Харлу – Хямекоски – оз.Янисъярви.
День 8: оз.Янисъярви. Вынужденная днёвка.
День 9: Янисъярви – Сортавала (группа – Рюттюярви – Сортавала – Питкякоски – Заозерный – Сортавала).
День 10: Сортавала – Хелюля – Рюттю – Рускеала (группа – до Вяртсиля – и далее - до Вотоваара).
День 11: Рускеала – Кааламо – Тохмайоки.
День 13: Лосево – (выброска на электричке) – Санкт-Петербург – посадка на московский поезд.